Как бы цинично это не звучало, но рак — культурно фотогиничен, вокруг него всегда можно завязать литературный сюжет. Круче рака только ВИЧ, но его используют как некий итог (а что тут сделаешь — шансов-то нет), а иногда и как кару божью, чтобы показать — вот был он наркоманом (проституткой) и скурвился со СПИДом в обнимку.
Рак же возникает из ниоткуда (этимология до конца не ясна), он поражает невинных и виноватых, детей и стариков, богатых и бедных. Рак — это не финиш истории, это часто ее начало, точка, которая дает больному шанс переосмыслить свою жизнь и побороться за нее. Раковые больные борются до последнего, и они, и их родные — благородные гладиаторы современных больниц. Что называется, схватка не на жизнь, а на смерть.
В фильмах рак использовался так много раз, что перечислять все эти названия картин — долго и нудно. Недавно рак перебрался и на сериальные экраны, удачно сплетая сезонность сериала с периодами борьбы человека и рака.
Рак используется как двигатель сериального действия, вроде deux ex machina. Например, пора сделать Тони Сопрано крестным отцом, но куда девать дядю? Все просто — у дяди находят рак. Великолепная трахальщица Саманта в Sex and the City слишком всем приелась своей благополучной жизнью? Надо срочно привить ей раковых клеток, чтобы жизнь сахаром не казалась. Рак стал настолько шаблонен, что даже становиться темой для шуток. Например, смотрим серию «У Чарли — рак» в It’s allways sunny in the Philly.
Кроме того есть два еще продолжающихся сериала: Breaking bad (Во все тяжкие) и The Big C (Большая буква «Р»), где рак является главным действующим лицом. Первый сериал — шедевр, второй также довольно интересен, но кажется вторичным и скорее вариантом для домохозяек, которым предлагается задуматься о том, что пора вырыть бассейн на заднем дворе.
Рак — эстетичен (паразитируя на красавцах и красавицах), непредсказуем, всемогущ, он как терминатор, подразумевает «I’ll come back» — также как любимый сериал, обещая нам продолжение сезона. И самое главное — рак это альтер эго каждого человека. Он ведь не чужеродная форма жизни вроде вируса СПИДа, нет — это наши собственные клетки, восставшие против нас.
Однажды, я думаю какой-нибудь из сериальных сценаристов создаст шоу, в котором рак будет персонифицирован. Это будет лысый человек в нелепых одеждах и обязательно в очках. У человека-рака должен быть плохой аппетит, и он будет вмешиваться в действие, пробегая перед героем сериала с табличкой «у него Я». А затем все родственники и друзья будут за ним гнаться, размахивая капельницами с химией. А может быть, герой будет сидеть на крыльце, а у него из дома врачи с кирпичными лицами будут выводить очкарика в плаще. Прохожий спросит: «что случилось»? А герой ответит: «просто у меня нашли рак».
4 comments
orun says:
Мар 20, 2011
Раньше в сериалах, кто-нибудь обязательно лежал в коме (с надеждой на воскрешение, как ни в чем не бывало, встал и пошел), а сейчас конечно рак, это да.
Этимология в принципе то как раз ясна, этиология не до конца изучена. В принципе много чего уже известно, остались только нюансы. Только знание это не утешительное.
stepisvet says:
Мар 21, 2011
в этом смысле интересно, какие сценические функции несет человек в коме (пассивный, несущий тайную угрозу, немой свидетель, чудо) и человек с раком (активный, меняющий пространство вокруг, «преступник», обыденность). можно тут еще думать о том, как сериалы меняют своих болезненных любимчиков
Radjana says:
Мар 21, 2011
ну, в 19 веке главные героини обычно угасали от чахотки.
Noname says:
Авг 28, 2011
Раковый учитель химии, заделавшийся в варщики/убийцы, с сыном-инвалидом и беременной женой, которую хочет её босс, да ещё ко всему и обманутый своим другом-напарником в прошлом(это я ещё про свояка(это же брат жены?!) наркополицейского и про абзац с финансами не смог втолкнуть в предложение) явно выигрывает соревнование по популярности у раковой учительницы истории(я не уверен…поправьте меня, если ошибаюсь), пытающейся успеть всё и вся(отношения(муж, сын, брат, ученица), мечты(бассейн, машина, любовник)), но в первом случае всё чётко укладывается в логическое представление о ситуации…обстоятельства правят бал, а во втором случае свобода выбора, которая чаще наблюдается в жизни…обстоятельства незначительно(ну если сможем забыть про рак(= ) влияют на развитие сюжета…
Я сам тащусь с Breaking Bad, но The Big C не могу считать вторичным, да и в целевую аудиторию, судя по Вашему высказыванию, я не попадаю…
О Хайзенберге: «персонаж сугубо положительный, ибо варит ЧИСТЫЙ мет! ))» цитата с турбика.
С уважением, Noname.