Вам не кажется, что пора наводить порядок в нашем культурном прошлом и настоящем?
Я, к сожалению, очень плохо осведомлена о том, что происходит сейчас у творческих людей в Бурятии. Видела картины Зоригто Доржиева. Смотрела «Улыбку Будды». К сожалению, так и не попала ни на один спектакль Олега Юмова. Вот такой у меня узкий кругозор и я еще пытаюсь говорить за культуру. Может быть, вы мне поможете — и расскажете, что есть интересного и значимого.
Что собственно происходит в Бурятии? Есть своя «европейская культура» — это в основном наша опера (хотя говорят, что там дела с каждым годом хуже и хуже). Есть культура «провинциальная» — поп-сцена, театры, выставки, сейшны и т.п.. Все, что творится в Улан-Удэ в отрыве от «бурятского материала», приближенное к русскому. А еще есть «резервационная культура» — музеи, фольклорные танцы-песни и т.д. Это касается и семейских, и бурят. Резервационная культура худо-бедно поддерживается государством, а провинциальная жалобно зарабатывает себе на жизнь, изображая гламур на выезде в Тарбагатае.
На резервационной культуре с пометкой экзотика неплохо зарабатывают наши визуальщики: художники, скульпторы, фотографы. Вообще изобразить картинку гораздо легче, чем, например, написать музыку или стихотворение. Вот существует знак «бесконечность», а есть она или нет — это другой вопрос. Вот так же и Доржиев или Намдаков рисуют степных богатырей, а кто это, откуда они, с кем сражаются — все это за рамками. В современном обществе, где картинка — это чаще всего обман (как минимум фотошоп) легко расцвести на тотальном отсутствии культурного слоя. Я не ругаю таланты визуальщиков, но я ставлю им в вину, что они все паразитируют на прошлом, на некой придуманной (скорее всего не бурятами, а какими нибудь этнографами) бурятской традиции. Хватит уже! Покажите нам современных бурят. Расскажите нам какие мы. Хватит слушать все эти побасенки про детей Чингисхана.
Еще у нас очень любят заменять бурятскую культуру религиозной. Иногда кажется, что ничего кроме буддизма у нас и нет. А, да — есть шаманизм, но там кроме танцев с бубнами — вроде как и не предлагается ничего в культурном плане.
Вся эта резервационная культура на уровне детской сказки. А мы стало быть дети, раз ее едим. Пора взрослеть.
Не могу понять, почему до сих пор не осмыслен нами же наш дореволюционный и советский период? Где эти картины про ссыльных лам и бурятскую интеллигенцию? Где фильм про драму Солбон Туя или Агвана Доржиева? Где рассказы о том, что такое сейчас бурятский улус? Где все эти песни? Разве у нас нет людей, которые способны об этом хорошо написать или нарисовать? А Байкал? Байкал — это совсем не седой дедушка с дочкой Ангарой. Это безусловное современное культурное явление.
Я жду, когда смогу прочитать или посмотреть это. Я прямо очень хочу этого.
11 comments
Шарайд О. Галсан says:
Фев 3, 2011
Все верно сказано. Я бы тоже хотел видеть современную рефлексию, каковой не вижу никак.
stepisvet says:
Мар 1, 2011
я вот наметила себе «чайник» посмотреть
Radjana says:
Фев 8, 2011
Современная бурятская культура — это, безусловно, культура креольская. Больше 300 лет в составе России просто так не прошли. Нужно принять это как данность и прекратить уже заниматься «ориентализмом на родной земле» (выражение Аллы Цыбиковой). К сожалению, наши бурятские художники застыли в этом ориентализме, и их трудно винить, все хотят кушать, а кочевая экзотика а-ля Намдаков и Зорикто Доржиев — это то, что сегодня продается. Хотя, кажется, пройдет еще немного времени и вся эта экзотика надоест и обесценится, низведенная до уровня сувенирного ширпотреба. Что касается литературы, здесь опять же вопрос, на каком языке должны создаваться произведения бурятской литературы? По идее, конечно на бурятском. Но реальность сегодня такова, что бурятоязычных писателей и поэтов – раз, два и обчелся. И нет прилива молодой крови. А если писать на русском языке – это будет русская литература. Однако, писать все равно надо, хотя бы на русском языке, но отображать эту нашу, русскоязычную бурятскую реальность. Что касается бурятского языка – его надо спасать, здесь и сейчас, иначе будет поздно. Нужны хотя бы маленькие шаги, от каждого, кто неравнодушен к проблеме. Это может быть, например, то, что сегодня делают Доржи и Гайа по озвучиванию на бурятском мультфильмов и фильмов, или курсы бурятского языка, и выпуск книжек. Давно уже вынашиваю идею организации бурятского клуба – по аналогии с английским клубом, предлагала ее Жанне Дымчиковой, она вроде заинтересовалась, но видимо, нужен человек, который просто придет и начнет это делать. Идей у разных личностей множество, главное просто начинать делать дело и не бояться. В том числе создавать самим произведения литературы и искусства, если их пока нет. Про литературу – это я к автору блога))
stepisvet says:
Мар 1, 2011
Ориентализм — да, пожалуй, именно так.
Интересно вообще сейчас в России кто-то пишет от лица нетитульного народа?
Вот, например, я наизусть уже знаю про проблему русской души. Находясь как бы и внутри и снаружи загадочных душевных терзаний русского народа — мне вся эта проблематика кажется уже очень надоевшей, смешной и устаревшей. Знаю все страхи и надежды русских. А о страхах и надеждах других народов мне что-то не рассказывают. То ли другие российские народы как русские (что в чем-то именно так), то ли они ничего не боятся и уже ни на что не надеются.
У меня давно есть мечта издать сборник рассказов молодых авторов, которые описывают жизнь «других» народов. Наверное, это даже не очень дорого. Интересная бы получилась книжка.
Lhabu says:
Мар 1, 2011
«степных богатырей, а кто это, откуда они, с кем сражаются – все это за рамками» — вся причина-то, что авторы этих скульптур-картин просто сами не знают, с кем и за что воевали их предки. И даже не знают по именам этих предков. Точнее тех из них, кто оставил след в истории. Вот русские рисуют гусаров на марше и подпись — «1813 год, гусары под Парижем» — все ясно зрителю (или наблюдателю — как правильно называют-то тех, кто глядит на картину). Любой русский сразу представляет себе тех ребят, что шли на Париж в 13 году и любой критик сразу понимает, хорошо ли картина передает дух того похода, того времени и тех людей. Потому что каждый русский хоть немного да знает про войну с Наполеоном. То же самое — скульптура допустим Александра Невского или монаха Пересвета, Святослава или там капитана Руднева. По крайней мере мужская половина этой огромной нации все понимают и какая-то часть творчества на самом деле находится за пределами рамки картины. И визуальное воспринимание творчества идет сразу по двум потокам — один от видимого, другой — от глубин памяти (школьной или книжной). И потоки соединяются, русский (или француз, китаец, итальянец) ощущает дыхание истории. А бурят — что автор, что тот, кто смотрит, они не ощущают больше половины того, что и нормальные нации. Вот тут и сидит ущербность бурятской нации. Меня это унижает, поскольку я мужчина, в армии служил, полного в/о хотя и не получил, но начитан по истории. И я все время себя ощущаю недоделанным всякий раз, как стою (сижу) рядом с русским, когда мы смотрим на памятник истории (я раньше ездил с реконструкторами по стране), картину или кино. Завидую так, что зубы скрипят.
Мне на много вещей по барабану, если честно, там бурятский язык, национальный костюм, пятое-десятое… Вот я такой, что меня это не очень волнует. А вот равенство с другими народами считаю должно быть. И если русские имеют сколько-то часов или денег на свою историю и пропаганду ее в искусстве, то и мы должны иметь столько же. И не надо тыкать в нашу малочисленность, неизвестно сколько бы нас было если бы не русские, уж явно побольше да не в двое, а втрое-вчетверо. Пусть пропорция идет от соотношения территории. Сколько занимает бурятская земля в проценте от России, столько пусть нам выделяют на иследования и пропаганду.
А наших намдаковых надо обязать посещать специальные курсы по истории и исторической культуре бурят. За…бали уже малевать какое-то фуфло, не имеющее отношения к реальностям прошлого.
stepisvet says:
Мар 3, 2011
Да, я тоже думаю, что то, что они делают — это не про историю, это про миф. Причем ладно бы это был наш миф, но это просто поделка под историю глазами чужих людей. Но что поделаешь, историю пишут победители и деньги на издания книг по истории дают они же. Тут, правда, есть выход — можно спонсировать самим издания книг и фильмов. Главное, чтобы был потребитель.
Saryuna says:
Мар 30, 2011
Спасибо за интересный пост. Мне тоже подобного рода «ориентализм» не близок, хотя безусловно талантливо исполнен (благодаря вам я наконец поняла, что именно меня всегда не устраивало :)). Но такие художники как отец того же Зоригто Доржиева, Бальжинима Доржиев или Алла Цыбикова и некоторые другие, мне кажется, все же передают «бурятский дух». И вообще, такая она и есть бурятская культура, такая разная, такая неизученная. В советский период вообще странное было бурятское искусство. Я все же верю, что мы еще найдем себя, свою связь с историей нашего народа, корнями и это отразится в качественных произведениях искусства всех жанров. Пока горжусь тем, что есть.
DD says:
Апр 5, 2011
как интересно, истинно философский вопрос.. согласна с мнением об ориентализме, и Раджана права,
годы соцреализма не прошли даром, хомо советикус все еше жив и процветает в бурятских душах. я всегда вижу выход в образовании, если бы реальную историю народа преподавали в садах и школах, а не нынешнее фуфло, если бы информация как с культ-истор. форума СБН была доступна широким массам со всеми противоречиями и реальными настояшими героями, самоосознание собственной значимости пробуждалось бы потихоньку… а так, привыкли жить в тени большого брата. приятно читать что в новосиб. академическом мире бурятские имена известны и уважаемы, а большинство их не знает…
обожаю Альбину Цыбикову, по моему это истинно тонкая бурятская душа писала эти картины.
DD says:
Июл 31, 2011
что то больше на написал никто в этой интересной теме, надежда есть потому что есть думаюшие люди, как автор этого блога и все буряты кто постят здесь и думаюшие люди на СБН. Начиная с этих смс-к на бурятском и Чайника, и я думаю что и с Голоса Кочевников, культурная жизнь потихоньку набирает обороты. Мы еше не совсем малочисленная нация как некоторые северные народы чтобы так взять и исчезнуть. Хорошо что Намдаков не отрывает себя от родины и хочет упоминать о ней всегда и везде, это прекрасно, несмотря на весь ориентализм, хоть какой то мировой мессенджер у нас есть теперь, а он, надеюсь, откроет дорогу другим бурятам в мировое искусство.
Ирина says:
Апр 14, 2012
Мне нравится то, как вы ставите вопрос: с точки зрения современного человека. Многие ваши слова справедливы. Только немного непонятно, почему вы ставите под сомнение наличие бурятской культурной традиции? Она есть, и это восточная художественная традиция. Если бы вы изучили фольклор и литературу нашего народа, вы бы ясно увидели это. Насчет визуальщиков, не знаю, как там Зоригто Доржиев, но скульптуры Намдакова очень информативны, хотя бывает что оставляют тяжелое впечатление. Насчет современных бурят — это уже другое явление, дух должен проявляться — вопрос только на каких уровнях? А вы пробовали сами что-нибудь самостоятельно сделать, осуществить свой творческий проект? Дерзайте! 🙂 А мы потом о вас напишем. 😉 🙂
zandan says:
Июн 19, 2012
маргинальщина, было бы точнее. не знал, еще и забыл. это наверно характеризует. чегот хочется большого и светлого, а не получается.