Вам не кажется, что пора наводить порядок в нашем культурном прошлом и настоящем?

Я, к сожалению, очень плохо осведомлена о том, что происходит сейчас у творческих людей в Бурятии. Видела картины Зоригто Доржиева. Смотрела «Улыбку Будды». К сожалению, так и не попала ни на один спектакль Олега Юмова. Вот такой у меня узкий кругозор и я еще пытаюсь говорить за культуру. Может быть, вы мне поможете — и расскажете, что есть интересного и значимого.

Что собственно происходит в Бурятии? Есть своя «европейская культура» — это в основном наша опера (хотя говорят, что там дела с каждым годом хуже и хуже). Есть культура «провинциальная» — поп-сцена, театры, выставки, сейшны и т.п.. Все, что творится в Улан-Удэ в отрыве от «бурятского материала», приближенное к русскому. А еще есть «резервационная культура» — музеи, фольклорные танцы-песни и т.д. Это касается и семейских, и бурят. Резервационная культура худо-бедно поддерживается государством, а провинциальная жалобно зарабатывает себе на жизнь, изображая гламур на выезде в Тарбагатае.

На резервационной культуре с пометкой экзотика неплохо зарабатывают наши визуальщики: художники, скульпторы, фотографы. Вообще изобразить картинку гораздо легче, чем, например, написать музыку или стихотворение. Вот существует знак «бесконечность», а есть она или нет — это другой вопрос. Вот так же и Доржиев или Намдаков рисуют степных богатырей, а кто это, откуда они, с кем сражаются — все это за рамками. В современном обществе, где картинка — это чаще всего обман (как минимум фотошоп) легко расцвести на тотальном отсутствии культурного слоя. Я не ругаю таланты визуальщиков, но я ставлю им в вину, что они все паразитируют на прошлом, на некой придуманной (скорее всего не бурятами, а какими нибудь этнографами) бурятской традиции. Хватит уже! Покажите нам современных бурят. Расскажите нам какие мы. Хватит слушать все эти побасенки про детей Чингисхана.

Еще у нас очень любят заменять бурятскую культуру религиозной. Иногда кажется, что ничего кроме буддизма у нас и нет. А, да — есть шаманизм, но там кроме танцев с бубнами — вроде как и не предлагается ничего в культурном плане.

Вся эта резервационная культура на уровне детской сказки. А мы стало быть дети, раз ее едим. Пора взрослеть.

Не могу понять, почему до сих пор не осмыслен нами же наш дореволюционный и советский период? Где эти картины про ссыльных лам и бурятскую интеллигенцию? Где фильм про драму Солбон Туя или Агвана Доржиева? Где рассказы о том, что такое сейчас бурятский улус? Где все эти песни? Разве у нас нет людей, которые способны об этом хорошо написать или нарисовать? А Байкал? Байкал — это совсем не седой дедушка с дочкой Ангарой. Это безусловное современное культурное явление.

Я жду, когда смогу прочитать или посмотреть это. Я прямо очень хочу этого.