Я не люблю читать романы. Выбирая между романом, повестью или сборником рассказов, я всегда предпочту последнее. Наверное, это из-за моего нетерпеливого характера или плохой памяти, я к концу могу забыть вокруг чего все заварилось в начале. Рассказы же — совсем другое дело. Впрочем рассказы тоже бывают плохие. А какие хорошие?
С моей точки зрения, чем короче рассказ, тем он лучше. Три страницы — максимум. Лучше, чтобы на прочтение рассказа требовалось не больше пяти минут. Мысль или погружение в ощущение должны быть выражены так четко, как будто побывал в 333D кино. Я помню, что в юности мы с подругой сходили на «Бойцовский клуб», вышли из темноты кинотеатра «Прогресс» на залитый солнцем Улан-Удэ, поглядели друг на друга и сказали «ого!». Вот и читатель после прочтения рассказа, оторвавшись от книги, должен вдруг увидеть окружающее себя пространство резко и ново и сказать «ого!».
Какие рассказы мне нравятся? Опустим китайские и японские хроники. Это специфичный жанр, который я очень люблю, но большинству, наверное, покажется не очень интересным. Также скажу сразу, что я очень люблю американскую научную фантастику прошлого века, но про нее здесь говорить не буду.
Я хорошо отношусь к латиноамериканцам. Например, мне нравился Маркес. Теперь я его не читаю, потому что не хочу погружаться в депрессивную атмосферу душных тропиков. После его рассказов, хоть выйди на крыльцо и повесься. Если ВДРУГ (что маловероятно) вы не читали рассказы Маркеса, то хоть раз это сделать стоит.
Дальше идут Кортасар и Борхес (фото сверху). Это два гениальных рассказчика. У них, оказывается, даже была дружба на «английский манер» (это когда без панибратства, по джентельменски, а не то, что вы подумали). Вообще встретить кого-то равного себе таланту и творить вместе — это большая удача. Так вот, хорошие авторы. У Кортасара прочитайте — Аксолотль и Непрерывность парков. Если понравится, то и Захваченный дом. Борхес — это немного более чуждо мне, но у них с Кортасаром есть сборник «Коротких и необычайных историй«, вот он обязателен к прочтению. Забыла сказать, что читать лучше все-таки с книги, а не с экрана.
Так, наверное надо сказать про Чехова. Отличные рассказы, но вы и без меня это знаете, так что я умолкаю тут.
Затем переходим к японцу Акутагава Рюноске (фото выше). Жизнь у него была не сахар, а воззрения очень противоречивы. Он один из немногих, кто противостоял милитаризму Японии с ее союзом с Германией, но в то же время был абсолютно против распространения христианства в стране и отказа от синтоизма. Всю жизнь он боялся, что сойдет с ума, также как и его мать, а в итоге покончил жизнь самоубийством, почувствовав первые признаки душевного нездоровья. Ему принадлежат очень сильные рассказы. Давайте, я скажу, что мне очень нравится: Мандарины, Как верил Бисэй, Нанкинский Христос, Сомнение и вообще почти все (там представлены не все рассказы, купите сборник). Для меня Рюноске — это каркас понимания, что такое рассказ.
Пара слов об Агате Кристи и Стивене Кинге. По мне никто лучше Кристи еще не писал детективные рассказы: мощнейший автор. А Стивен Кинг — это тоже великолепный рассказчик, но я когда читаю его, то у меня ощущение, что он пишет по какому-то своему трафарету, но страшно, блин, все равно. Правда, в нем больше шока, чем гения. Недавно я прочитала рассказ, где мужик съел свои руки и ноги — мерзко, но разве талантливо?
Не могу не сказать о Рэе Брэдбери и его рассказах. Мне кажется, что Кинг развился именно из Брэдбери просто добавил туда вместо колючей ностальгии побольше ужаса и мерзких мерзот. Распрямил Брэдбери и окунул в ядовитую пластмассу. Например, «Поиграем в отраву» Брэдбери 47-го года — вам не кажется, что его потом несколько раз переписал Кинг? Я люблю Брэдбери (и не только его рассказы).
Так что еще или кто еще? Наверняка, ведь забуду кого-то. Хорошо, остановимся тогда на Келли Линк. У нее мне нравится «Магия для чайников» про сериал. Остальные рассказы тоже неплохие (не мега), но в сети не нашла, надо покупать.
Вот такие рассказы мне нравятся. А вам?
UPD. вспомнила, что забыла основополагающую для меня серию рассказов и повестей Сэлинджера о семействе Глассов: тут. Особенно «хорошо ловится рыбка бананка«.
12 comments
Мурго says:
Мар 20, 2011
Из всего перечисленного читал только Агату Кристи и Кинга. Чехова еще заставляли читать в школе. Кинг понравился, но не рассказы.
yourich2004 says:
Мар 20, 2011
спасибо за список, будет время, буду читать. Про Аагату Кристи и Кинга — согласен, читается легко и увлекает…
Айзека Азимова тоже стоит отметить из фантастики. Философ, практически.
orun says:
Мар 20, 2011
Он кстати, кроме этого еще серьезный ученый и популяризатор науки. Был. К сожалению.
Его книги научно-популярного цикла читаются легко и самое главное — все понятно. Умел он донести сложные вещи в простой форме.
stepisvet says:
Мар 21, 2011
у азимова так много проходных вещей, типа лаки стара. но я вообще свою любовь к научной фантастике прошлого века, как писала выше, здесь не обсуждаю.
Radjana says:
Мар 21, 2011
в последнее время заметила, что не люблю загрузочные книги. предпочитаю что-то легкое, типа акунина. есть и у него рассказы — в сборниках «нефритовые четки», «кладбищенские рассказы». из русских классиков люблю тэффи — тоже из этой же когорты легких авторов с чувством эмора. однако у нее есть и пронзительно грустные вещи, не только юмор. у чехова люблю совершенно офигительное «письмо к ученому соседу». по молодости борхеса рассказы нравились. недавно кое-что из пелевинских рассказов почитала. лучший имхо — «зал поющих кариатид». что еще? не помню. давно уже ничего не читала.
stepisvet says:
Мар 24, 2011
тэффи, аверченко и русскую эмиграцию читала в школе. тогда в 90-х очень много вышло из ранее неиздаваемого. Тэффи — хорошая рассказчица.
Тииджьина says:
Мар 23, 2011
да, Кортасар, Борхес, Маркес — это такой период. Сэлинджер, кстати, у меня тоже где-то там по времени был.
Кинга читала до первой гадости, случившейся на второй странице, хе, или даже в конце первой.
с Кристи и Брэдбери многие читать начинают, наверное.
Рюноске сейчас прочитала несколько рассказов — да.
из-за той же плохой памяти романы чуть медленнее забываются.
моя «неожиданная» тройка: Чехов, Хемингуэй, Булгаков.
смотришь длинное, читаешь короткое ) ок, с рассказами разобрались почему, остались сериалы.
stepisvet says:
Мар 24, 2011
ага, латиноамериканцы и Сэлинджер — это мои 22-23 года, потом я их даже и не перечитывала. Булгаков пришелся на школу (кажется, перечитала все рассказы) — сейчас не нравится. Хэмингуэй показался тяжеловесным и «длинопишущим». Хотя ему и принадлежит самый короткий рассказ в мире ))).
А Чехов — он… Ну вобщем, он гений.
Тиидьжина says:
Мар 24, 2011
все любимое, значит, было прочитано в 22-23 года (подозреваю, Кристи, Брэдбери и Кинг еще раньше), а за последнее время ничего хорошего не попалось? или так: в последнее время уже нет такого восторга, как был в 22-23 )
stepisvet says:
Мар 25, 2011
Келли Линк, но не все у нее. Рассказ про сериал у нее гениальный.
Почему-то в последнее время нарастает раздражение от литературы — ощущение, что это все уже было прочитано, или видишь ходы, как все это написано.
Еще и читать стала меньше, приходиться ставить планы. Например, прочитать нечитанные пьесы Шескпира до такого-то времени.
Кстати, со следующей недели читаю «Войну престолов», мне сказали, что это самое гениальное фэнтази всех времен и народов. Думаю, может изменю свое отношение к фэнтази.
А есть, что посоветовать?
Тииджьина says:
Апр 21, 2013
читала (скажи, если мы не на «ты») «Сладкий воздух» А.Эппеля? что-нибудь у Л.Петрушевской? В.Токареву читала раньше, наверное.
Тииджьина says:
Мар 25, 2011
скажи потом, как понравится фэнтази, может, тоже почитать, если гениальное всех времен. Линк посмотрю. тоже мало читаю, иногда начинаю и бросаю, правда, не по тем причинам, что у тебя. кстати, вот цитата из интервью Рустама Хамдамова: «Когда смотришь сейчас на искусство, с данного времени, своего возраста и своего места, в конце века… понимаешь простую эту формулу: почти все мелодии спеты.»
кое-что стоящее прочла за пару последних лет: цикл Пруста очень понравился — это не такой концентрат, как, например, «Тошнота» Сартра (сравнила, конечно, и тоже привет из 22-23), а плавное погружение, иногда полное; «Братья Карамазовы»; и двухтомник Шекспира — тоже в это время — для восполнения. короче, совет — надо читать классиков ))