Я не люблю читать романы. Выбирая между романом, повестью или сборником рассказов, я всегда предпочту последнее. Наверное, это из-за моего нетерпеливого характера или плохой памяти, я к концу могу забыть вокруг чего все заварилось в начале. Рассказы же — совсем другое дело. Впрочем рассказы тоже бывают плохие. А какие хорошие?

С моей точки зрения, чем короче рассказ, тем он лучше. Три страницы — максимум. Лучше, чтобы на прочтение рассказа требовалось не больше пяти минут. Мысль или погружение в ощущение должны быть выражены так четко, как будто побывал в 333D кино. Я помню, что в юности мы с подругой сходили на «Бойцовский клуб», вышли из темноты кинотеатра «Прогресс» на залитый солнцем Улан-Удэ, поглядели друг на друга и сказали «ого!». Вот и читатель после прочтения рассказа, оторвавшись от книги, должен вдруг увидеть окружающее себя пространство резко и ново и сказать «ого!».

Какие рассказы мне нравятся? Опустим китайские и японские хроники. Это специфичный жанр, который я очень люблю, но большинству, наверное, покажется не очень интересным. Также скажу сразу, что я очень люблю американскую научную фантастику прошлого века, но про нее здесь говорить не буду.

Я хорошо отношусь к латиноамериканцам. Например, мне нравился Маркес. Теперь я его не читаю, потому что не хочу погружаться в депрессивную атмосферу душных тропиков. После его рассказов, хоть выйди на крыльцо и повесься. Если ВДРУГ (что маловероятно) вы не читали рассказы Маркеса, то хоть раз это сделать стоит.

Дальше идут Кортасар и Борхес (фото сверху). Это два гениальных рассказчика. У них, оказывается, даже была дружба на «английский манер» (это когда без панибратства, по джентельменски, а не то, что вы подумали). Вообще встретить кого-то равного себе таланту и творить вместе — это большая удача. Так вот, хорошие авторы. У Кортасара прочитайте — Аксолотль и Непрерывность парков. Если понравится, то и Захваченный дом. Борхес — это немного более чуждо мне, но у них с Кортасаром есть сборник «Коротких и необычайных историй«, вот он обязателен к прочтению. Забыла сказать, что читать лучше все-таки с книги, а не с экрана.

Так, наверное надо сказать про Чехова. Отличные рассказы, но вы и без меня это знаете, так что я умолкаю тут.

Затем переходим к японцу Акутагава Рюноске (фото выше). Жизнь у него была не сахар, а воззрения очень противоречивы. Он один из немногих, кто противостоял милитаризму Японии с ее союзом с Германией, но в то же время был абсолютно против распространения христианства в стране и отказа от синтоизма. Всю жизнь он боялся, что сойдет с ума, также как и его мать, а в итоге покончил жизнь самоубийством, почувствовав первые признаки душевного нездоровья.   Ему принадлежат очень сильные рассказы. Давайте, я скажу, что мне очень нравится: Мандарины, Как верил Бисэй, Нанкинский Христос, Сомнение и вообще почти все (там представлены не все рассказы,  купите сборник). Для меня Рюноске — это каркас понимания, что такое рассказ.

Пара слов об Агате Кристи и Стивене Кинге. По мне никто лучше Кристи еще не писал детективные рассказы: мощнейший автор. А Стивен Кинг — это тоже великолепный рассказчик, но я когда читаю его, то у меня ощущение, что он пишет по какому-то своему трафарету, но страшно, блин, все равно. Правда, в нем больше шока, чем гения. Недавно я прочитала рассказ, где мужик съел свои руки и ноги — мерзко, но разве талантливо?

Не могу не сказать о Рэе Брэдбери и его рассказах. Мне кажется, что Кинг развился именно из Брэдбери просто добавил туда вместо колючей ностальгии побольше ужаса и мерзких мерзот. Распрямил Брэдбери и окунул в ядовитую пластмассу. Например, «Поиграем в отраву» Брэдбери 47-го года — вам не кажется, что его потом несколько раз переписал Кинг? Я люблю Брэдбери (и не только его рассказы).

Так что еще или кто еще? Наверняка, ведь забуду кого-то. Хорошо, остановимся тогда на Келли Линк. У нее мне нравится «Магия для чайников» про сериал. Остальные рассказы тоже неплохие (не мега), но в сети не нашла, надо покупать.

Вот такие рассказы мне нравятся. А вам?

UPD. вспомнила, что забыла основополагающую для меня серию рассказов и повестей Сэлинджера о семействе Глассов: тут. Особенно «хорошо ловится рыбка бананка«.