Моя любимая книга, написанная философом, — «Страх и трепет» Серена Кьеркегора.
Если вы еще не читали ее, то я от души советую потратить несколько часов на чтение: http://www.philosophy.ru/library/kirk/01/0.html . Эта книга настолько мне нравилась, что я написала про нее стихотворение: http://stepisvet.ru/?p=140.
Вобщем-то это странно. Дело в том, что книга эта в основном о вере в бога, а я человек не религиозный. Впрочем, всегда интереснее всего общаться с умным человеком, чьи взгляды отличаются от твоих. Давайте, я расскажу, как стала атеисткой.
В детстве я не знала есть бог или его нет. Помню, как в конце 80-х в школу приходили разные христианские сектанты и рассказывали об Адаме, Еве и прочих радостях Ветхого Завета. Дома у нас были буддистские брошюрки и библия. Я все это читала, меня завораживала этическая сторона вопроса: что можно делать, а что нельзя и почему. Наверное, потому что я была довольно непослушным ребенком и постоянно попадала в такие ситуации, где взрослые мне выговаривали, что я не должна была так поступать.
Взрослея, я увлеклась биологией: эволюцией и микро-миром. Я перечитала все медицинские энциклопедии в нашем доме, а также все книги по биологии, которые у нас были. И как-то самоочевидно стало, что бога нет. Ну вот его не было, не только благодаря удивительной сложности какого-нибудь морского моллюска или данным о геологическом возрасте Земли, но он просто везде был лишним. И хотя идея бога — самого умного, доброго и любящего существа — была очень привлекательной, я призналась самой себе, что бога — нет.
Это вообще очень трудный шаг. Я думаю, что многим не хватает смелости, взять и сказать — бога нет. Просто признаться себе, что вся их интуиция (я уж молчу о разуме) говорит, что мир есть мир и ничего более. Это означает, что придется столкнуться с сокрушающей волной реальности. Жизнь — конечна и лишена высшего смысла. Мы умираем и наше сознание перестает существовать. Мы расстаемся с любимыми людьми навсегда. Никто и никогда не будет отомщен.
Наверное, идея бога рождалась вместе с человечеством, как некая абстракция, необходимая нашему мозгу для продолжения существования в усложняющемся мире. Кажется, что-то похожее я читала о Доккинса в «эгоистичном гене»: http://lib.aldebaran.ru/author/dokinz_richard/dokinz_richard_yegoistichnyi_gen/.
Я знаю, что идея христианского бога кажется устаревшей. От этого многие интеллектуалы приходят к буддизму. Другие же называют себя «спиришуал» то есть что-то высшее есть, но что это неизвестно, но совершенно точно это высшее существует. Это мне кажется, самой трусливой позицией. Я часто прошу верующих людей рассказать мне, как они представляют себе жизнь после смерти (потому что если ты не способен (методологически) представить себе этого сейчас, то этого собственно и нет). Ответы бывают удивительно интересными. Один профессор математики сказал, что он считает, что его душа присоединится к информационному полю, которое пронизывает всю вселенную и будет осознающей себя частью потока информации.
Сказать себе — бога нет, это вдруг оказаться очень маленьким и очень беспомощным. Поскольку я и так маленькая и не очень сильная, то мне не привыкать. Остальным должно быть сложнее. В минуты отчаяния люди утешаются идеей божественной любви и осмысленности своих и чужих потерь. Я вижу, как потерявшие близких идут в церковь или дацан, и понимаю, что для них эта абстракция работает, она запускает какие-то предохранительные ресурсы их организма. Я даже верю, что у некоторых из них есть совершенно противоположная моей интуиция — они чувствуют, что бог есть. Это интересно, правда, вроде наличия музыкального слуха.
Этому удивлялся и Кьеркегор, размышлявший о природе веры. Его позиция — там где есть сомнение — веры нет. Ее нет в обывателях, которые верят только потому, что так принято, такова традиция и они не знают ничего больше. Веры нет в людях, принимающих за нее свою тягу ко всему прекрасному. Не ищите веры у людей, желающих познать самих себя и жить хорошо, по-честному. Вера есть лишь у ее рыцарей, тех, кто всю свою жизнь посвящает преодолению абсурдности веры.
Он показывает это на примере ветхозаветного Авраама, который был верующим человеком. Он долго ждал рождения сына, а когда тот наконец-то родился, бог приказал Аврааму принести сына ему в жертву. Вот вам и ситуация — веришь как живешь, потом — бац и гипс «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе«. Ситьюэйшн, ага?
Кьеркегор предлагает нам пройти вместе со столетним старцем Авраамом и его юным сыном Исааком. Вот они садятся на ослов и долго едут, затем спешиваются у подножия горы, идут-идут вверх, Авраам собирает хворост, Исаак ему помогает, не зная, что ему готовит отец. И все это время Авраам не сомневается, что принесет в жертву своего любимого сына для бога, хотя ни секунды этому ни рад. Вот что, такое настоящая вера в бога и интуиция его существования. Если вам комфортно в вашей вере в бога, то вы точно не верующий человек (вы себе врете). В этом я, пожалуй, согласна с Кьеркегором: бог — это не костыль, это страшная и черная абсурдность человеческого существования, гораздо более страшная, чем смерть.
И вот если вы имеете такую интуицию, то да, пожалуй, я соглашусь, что вы человек веры. Но мне кажется, что вы становитесь от этого таким пустым и ничтожным существом, которого я никогда не смогу и не захочу понять.
15 comments
yourich says:
Май 3, 2011
парадоксально, и очень мне понравилось. жаль, что ты не пишешь в ЖЖ, там аудитория была бы гораздо больше и камментов.
stepisvet says:
Май 3, 2011
Спасибо за поддержку. Мне не очень интересно количество людей. Все, кто мне важен, я думаю, смогут уделить мне время и здесь.
yourich says:
Май 3, 2011
всё чаще для тебя важен один я)
и кстати, если бы бога не было, его стоило бы придумать)
stepisvet says:
Май 4, 2011
)) вообще, в день на этот сайт сейчас ходит около 100 человек, да и потом я же редко пишу — комментировать по сути нечего.
Sharaid O. Galsan says:
Май 8, 2011
А по мне так, вера есть постоянное сомнение, вера есть постоянный допуск — вот сделал что-то, связал с неким ритуалом, получил нужный результат — что это, просто совпадение или что-то большее? В один момент думаешь, its true, в другой — its false. И этот маятник туда-сюда качаетсо. Ибо сомнение — предикат веры.
PS — ты за все годы нашего общения так и не удосужилась почитать кого-то из буддийских мыслителей. И очень зря, а то так и кормишься в своих текстах одной «ойропейщиной».
stepisvet says:
Май 8, 2011
У меня мозги так устроены, что мне нравится ясная западная наука и не нравятся загадочные восточные учения. Знаю, что для многих все наоборот. В плане мировоззрения, я человек начала прошлого века, может даже конца позапрошлого.
Сомнение — это тоже что ни на есть западный концепт. Хороший фильм был недавно с Мерил Стрип «Сомнение». А книга Кьеркегора — это преодоление сомнения.
Конечно, каждый, кто верит сомневается. Даже тот, кто не верит — сомневается. Я постоянно себя спрашиваю — ну что дорогая, так что мы сегодня думаем, существует бог или нет? Оглядываюсь по сторонам и отвечаю себе — нет, дорогая, не существует.
Абсолютно методически бессмысленый монодиалог.
Darima Dymchicova says:
Май 13, 2011
вспомнился анекдот:
Молодая, симпатичная девушка приходит в церковь, подходит к священнику. При этом, на ней ни макияжа, ни бижутерии, ничего, даже одежда консервативно-строгая.
Потупив голову спрашивает: «Батюшка, а как вы понимаете концепцию протеирея Феофана о социально-патриархальном единении души человека с Господом Богом, на основании религиозных воззрений, высказанную для русской проваславной епархии в Париже»?
Батюшка: «Замуж! СРОЧНО ЗАМУЖ!»
Вместо батюшки может быть буддийский монах
stepisvet says:
Май 13, 2011
не смешной и очень сексистский анекдот.
stepisvet says:
Май 13, 2011
кстати, вот интересные факты про сексизм в детских книгах: http://bit.ly/jeGbFP
orun says:
Май 14, 2011
дай пять, сестра по разуму! ))
Оксана says:
Июл 19, 2011
Я из «чувствующих» (слово мне больше понравилось, чем «пустые и ничтожные») 🙂 Было очень интересно, молодец
Mike says:
Июл 20, 2011
Привет соратнику по Экзистенциализму 🙂
спасибо за интересный пост.
Есть мысль что это не Бог проверял Авраама, как раз наабарот, Авраам проверял бога — кроважадный бог не достоин веры. Проходит ли бог Освенцима и Хиросимы этот тест?
Пытался читать Кьеркегора (наконец я знаю как его фамилия произносится по русски) «Болезнь к смерти», но он мне не поддался 🙂
p.s.
Мой последний пост про страх смерти привел меня на твой пост (спасибо Раджане Дугаровой)
http://innovationimitation.com/2011/07/a-cure-for-our-fear-of-death/ (на английском)
stepisvet says:
Июл 22, 2011
Наверное, все люди экзистенциалисты, когда дело касается вопросов смерти. Но я все же больше вдохновлена стоическим подходом, в нем есть достоинство хотя бы 🙂
А любовь, действительно, лечит от страха смерти.
Mike says:
Июл 23, 2011
Мой экзистенциализм: Жизнь лишина изначального смысла, но прикладывая свои усилия и свою свободу, мы можем его обрести, хоть он и будет зыбким.
Насколько я понимаю стоицизм: Жизнь лишина смысла, и мы просто должны это принять, и жить наиболее достойно.
Стоическая позиция заслуживает уважения, но достоинство есть в обоих 🙂 Или ты это понимаешь это иначе?
stepisvet says:
Июл 25, 2011
я может плохо помню экзистенциалистов, но там было что-то про страх и ужас 🙂