Посмотрела я недавно на большом экране новый фильм новосибирского производства «Сибирь. Монамур».
Вкратце история такая: глухая деревня в Сибири, все пьют, прямо с утра. Есть еще заимка в лесу, где живет дед и его маленький внук. Дед верит в бога прямо по-серьезному и не пьет. Еще где-то рядом есть военная база, там пьют и насилуют проституток. Между этими тремя местами бегает стая одичавших собак-каннибалов и зэков по амнистии. И это я вам еще не все мерзости рассказала.
Вот трейлер:
Снято, кстати, красиво. Актеры играют неплохо. На кустарщину не похоже, там деньги были вложены французские. Режиссер и сценарист, правда, местный, трушный — Слава Росс.
Из всего этого у меня лично сложилось три вывода:
1. Русские воспринимают себя как народ с трагичной судьбой и с не менее трагичным будущим.
2. Русские считают, что их ненавидит бог. Не просто оставил, а вот просто люто ненавидит.
3. Русские первые два пункта воспринимают всерьез.
Может я свой народ плохо знаю, но мне кажется, что у бурят таких заскоков нет. У бурят все проще и оптимистичней. Не знаю, может потому что наши мозги девственны от собственной истории? Или потому что в республике много солнца, и мы почти бразильцы?
Наш бог уютней, наш хамбо — забавный няшечка, у нас при дацанах продают буузы, пасутся овцы, а шаманы живут в соседнем подъезде и ходят вместе с нами на собрания ЖЭКа. Буряты, кажется, верят в карму и перерождение, а значит не в эмоционально опустошающее искупление греха, а в его методичное исправление и несчетное количество попыток. Эта вера чаще всего произрастает на светском, почти атеистическом субстрате восприятия мира, но все это не простое суеверие, а довольно целостная картина мира.
Еще буряты уверены, что мы живем в каком-то прекрасном месте мира, это довольно сильно отличает нас от русских живущих по соседству. Бурятия не воспринимается как дыра или окраина. Она находится четко посередине между Западной Россией и Азией, мы собственно почти в центре мироздания. В бурятском общественном сознании — Бурятия еще и потому прекрасное место, что находится у Байкала, а это прямой туннель в небеса. Кажется, на Тибете можно напрямую общаться с богом и где-то рядом с Курумканом или Усть-Баргузином. Кроме того, буряты ценят мир, и Бурятия — довольно мирный край.
В Бурятии карма работает быстрее чем полиция. Летела из Таиланда, рядом сидела маленькая девочка-бурятка, папа у которой директор банка, а мама директор в одной из медийных компаний в Улан-Удэ. Девочка была маленькая и очень разговорчивая. Сначала она спела мне песню, потом рассказала про детский сад и про то, что дедушка с ними не полетел, потому что сломал ногу. Оказывается он пришел к сыну-банкиру на работу, но подскользнулся на обледенелом крыльце, упал и перелом. Вот как быстро работает карма в Бурятии — не позаботился о своих клиентах, получай перелом у родственника.
В «Сибирь. Монамур» есть момент где маленький мальчик рисует карандашом иконку взамен украденной зэками и истово молится. Этот момент мне напомнил короткометражный бурятский фильм «Улыбка Будды», который, наверное многие из вас видели. Там тоже маленький мальчик живущий на далекой заимке посреди оглушающего безлюдного пространства. Правда, он просит у Будды конфет и тот ему по-доброму улыбается в ответ.
Вобщем, буряты считают, что бог их любит. Собственно, а как же иначе?
Если вы еще не видели этот фильм. Тот вот он.
7 comments
teuke says:
Ноя 26, 2011
буряты реально как-то светло воспринимают вселенную. Бурятский эпос резко контрастирует с европейским, народное восприятие буддизма в общем тоже сильно отличается от народного же христианства в светлую (в эстетическом плане) сторону.
Но чуть копнешь… Нет, светлое всегда превалирует у нас. Оптимизм и все такое рулит. Просто при чуть-чуть углубленном изучении, все становится не так просто. В бурятском буддизме главный праздник — это совместное действие (акция), приближающее наступление Последней войны. Община буддистов не просто готовится к ней, она всей массой пытается налегать на некое Колесо, каждый оборот которого приближает день и час, когда Все Решится Окончательно. Мы или они. Компромисса не заметно.
Мы как-то сотканы из противоречий, правда в бурятском случае одни из них все-таки логически перевешивают другие, но поначалу все кажется хаотичным.
stepisvet says:
Ноя 26, 2011
Угу, и это несмотря на то, сколько лет прививается возвышенный трагизм русской классической литературы в школе. Я все же больше люблю пусть печального, но спокойного без истерики Чехова, чем юродствующего Достоевского.
Согласна с Набоковым: Пушкин, Толстой, Чехов — великая троица русской литературы.
Шарикин says:
Ноя 27, 2011
Из 3 пунктов о русской культуре (которое, это самое, кагбэ зеркало, в котором любое общество рассматривает само себя), можно сделать самый главный вывод — какого лешего диавола мы живем с этими синема-демонами в одной стране? Как было бы здорово смотреть все эти «великие» фильмы просто с долей ленивого созерцательного любопытства — а что там у них в соседней стране творится, на этот раз, не перебили ли еще друг друга в кровавых и бессмысленных запоях? Ну, или вообще не смотреть (я бы выбрал последнее).
stepisvet says:
Ноя 28, 2011
Если взять с собой этот фильм, то можно смело просить политического убежища в JFK
Там за туманами says:
Дек 19, 2011
А где можно купить ДВД?
Там за туманами says:
Дек 19, 2011
ой, сорри, сначала спросила, а потом нашла.
Со мной всегда так.
Там за туманами says:
Дек 20, 2011
еще раз задаю вопрос с уточнением — где можно купить ДВД с французскими субтитрами.
Спасибо, если кто знает.